Призрачный мир
Статьи » Разное

Волхвы

0
Разместил: Prizrak Дата: 13.11.2010 Прочитано: 5431
Разное

О волхвах, - старинных русских колдунах можно найти огромное количество записей в старинных летописях. В разных областях России слово «волхв» слегка может видоизменяться, но суть остается прежней.

Как говорят на Смоленщине - «Старые старики, сивые бороды и волхвиты на улицу выходили»; или в Пермской области - «Этот рыжот мужик ведь волхит, страшной волхв»; В Томской области называют их волхидами - «Затмение бывает оттого, что какой-то волхид снимает Луну с неба и ворожит», В Перми, опять же считали и женщин-колдуний родственной волхвам - «Старуха-та эта, бают, волхитка; присучить ли кого или порчу посадить, чтобы человек икал, уж на это у ее дело е». Или в великом Новгороде - «Волхвы у нас есть: Паланея, бабка Маша. Могут отнять у коров молоко».



Или как описал волхвов, в своем словаре В.Даль: «Волхв, волх (стар.) — мудрец, звездочет, астролог: «Волховать, волошить» — «волшебничать, волшебствовать, колдовать, чаровать, кудесить, знахарить, гадать, ворожить, ведьмовать, заговаривать, напускать, шептать».

ВолхвыВ.Н. Татищев, сравнивает волхвов с философами или даже с мудрецами, и определяет их, как пособников Дьявола: «кроме того, разумеется какие-либо действа или провещания через Дьявола произносят, о каковых яко в Библии, тако в светских историях довольно прикладов находится». Ворожба, считает В.Н.Татищев, «есть простая или глупая, другая злостная и паче безумная, но обоих начало суеверство».

Волхв – волшебник, владеющий разнообразными знаниями и умениями: заглядывает в прошлое, и видит будущее, может управлять погодой и стихиями («Снять Луну может»), может наслать порчу, несчастья, хвори разные, или наоборот заботится и оберегает, освобождает от колдовства различного и порчи всякой. Примерно также описывается и волхитка, волхв женского пола.

В историях народа, волхвы и волхвицы – чаще всего выступают, как негативные персонажи, вероятно из-за их сверхъестественных способностей. Который способны причинить вред на расстоянии.

В деревнях Восточной Сибири было поверье, что в канун Крещения, чтобы уберечь скотину от действий волхва или волхитки, селяне рисовали большие кресты мелом, на дверях овинов и сараев для скотины. Считалось, что волхвы непременно наведут порчу на скотину, путем хитрого остригания лба у овцы, или доения чужой коровы. Поэтому, в Великий четверг, сельские крестьяне особенно тщательно запирали двери, и зорко берегли свой скот от волхидов.

В Новгородской области считалось, что волхвы ворожат на Чистый четверг, на Ивана-Купала, на Пасху, на Егорий.

Слава о волхве, о человеке способного наговором исцелять, или наоборот наводить порчу, обычно разносится далеко. Местные жители, и селяне из дальних деревень могут ездить к нему за советом, но в тоже время будут непременно его опасаться.

А вообще, волхв, - это одно из древнейших названий волшебника, ведуна, наделенного большой силой. Вспомним, что еще в Святом Писании записано, что именно волхвы несут первые дары маленькому Иисусу. И одновременно с этим Симон-волх противопоставляется Спасителю. В летописях записано, что именно волхв предсказал погибель великому князю Олегу, от его коня. И так и случилось: «в 912 году монах-летописец, сделал запись в которой говорилось о чудесной смерти князя Олега, предсказанной волхвом, и делает заметку: «се же есть дивно, яко от волхования сбывается чародейство» <Рязановский, 1915>.

Владеющие многочисленными способностями и умениями волхвы, или волшебники (предполагается, что волхвы были жрецами древних языческих культов, предсказателями, и хранителями тайного знания) являлись «кудесниками особой категории», имеющими большое влияние на государственных деятелей и на довольно большое количество людей.  

Считалось, что волхвы больше всего смогли подчинить себе магию Воды, как впрочем, и магию растений. Как верили в народе, волхвы могли колдовать не только над чашкой с водой, но и над целыми реками. Как рассказывали и записывали древние летописцы, существовала старая легенда, по которой самый старший сын мифического божества Словена, назвал себя Волхвом, колдовал на речке Волхове, и преграждал водный путь каждому, кто ему не поклонится и не отдаст дань.

ВолхвыЕще рассказывают, что у волхва есть власть над воздушной стихией, якобы волхв, может чародейским и колдовским способом управлять ветром, менять его направление и силу, и передавать по воздуху разное лихо…

В других описанных случаях, волхвы приравнивались к князьям. Таким считали знаменитого князя Всеслава Полоцкого. Говорилось, что его мать «родила от волхвования», и якобы волхвы навязали (наколдовали) ему на голове, так называемый «науз» (магический узел), тем самым подарив юному князю сверхчеловеческие способности. Например, говорят, что князь способен был оборачиваться разным зверем…

И действительно, о князе-волхве есть не одна легенда, рассказывается, что он якобы был руководителем боевой дружины, был могущественным колдуном, и одновременно оборотнем. А в былине о князе Вольге (Волхве?) Всеславовиче, ясно указывается, что воин и богатырь мог обернуться то в хищную щуку, то в зубастого волка, то в ясного сокола.

Волхвы были представителями старой веры, но и еще довольно продолжительное время, после принятия Русью Христианства, волхвы могли управлять народом. В темные XI—XII века, волхвы поднимали людей на восстания, которые подкрепляли различными стихийными бедствиями, которые направлялись на вражеское войско. Как говорилось в народе, так волхвы помогали восставшим.

Еще в далеком 1024 году в первых летописях появились упоминания о злобных волхвах, которые в городе Суздале отбирали у стариков и детей еду. Тогда князь Ярослав Мудрый приговорил их всех к казни, объясняя, что за грехи людские были насланы бедствия, «а человек не весть ничтоже».

В 1071 году, есть большой ряд записей о волхвах. «Волхв общается с бесами, и соблазнен ими, явился в Киев, возвещая, что Днепр развернет свои воды, а Греция с Русью Святой местами поменяются», недалекие люди слушали его, а умные осмеяли.

«Бес одурманил тебя и погубит тебя». И так и случилось, в одну из следующих ночей он пропал без следа. В городском Уставе святого града Владимира записано, что Православная Церковь, преследовала и осуждала различное волшебство, хотя до смертного приговора дело доходило редко, известны даже случаи, когда Церковь брала волхвов под свою защиту (например, Серапион Владимирский).

Волхвов больше преследовала власть города – за возмущение уголовно наказуемых дел и наведение смуты в народе. С течением времени, волхвы и разного рода волшебники теряли свою власть над народом, но в тоже время, в литературе и устных сказаниях волхвы фигурировали вплоть до восемнадцатого века.

Как записано в одном из древних протоколов допроса, в Приказе Розыскных дел, некий волхв, по имени Дорофейка, дает показания против стольника Андрея Безобразова. Якобы тот просил его иобещал щедро одарить за «напущение по ветру на великого государя, чтоб он был добр к нему».

Как выяснилось сам Дорофейка был из Нижнего Новгорода, где имел чин посадского, также лечил скотину, был коновалом и рудометом, умел предсказывать по бобам, и смотря на ладонь человека, видел болячки детей и взрослых, умел лечить их заговорами. Как он рассказал, умения эти он получил от нижегородского врача и коновала звавшегося Федором Бобылевым.

При обыске его торбочки, в ней нашли бобы, травки разные, росный ладан. Дорофейка рассказал, что с помощью бобов он ворожит и видит будущее, а при помощи росного ладана бережет невест и женихов на их свадьбах, от глаза плохих людей. Траву богородицкую, найденную в его же сумке, он предлагает людям страдающим сердцем, без всяких наговоров, собирает ее мол, по лету, в Рождественский праздник Иоанна Предтечи, с приговариванием: „К чему ты, трава, годна, к тому будь и годна". В дополнение к этому, Дорофейка говорил – «Она ж и зубовную боль утоляет, и щепоту всякую и ломоту в костях приговаривает, и кровь заговаривает, чтоб не бежала с раны».

Волхва пытали, и он показал, что на царя Петра Алексеевича по наущению Андрея Безобразова наговор должен был пустить по ветру, вскорости он вместе с опальным стольником был повешен. Стоит отметить, что Дорофейку, волхва приплели к этому делу госудаоственной важности, как обычного деревенского колдуна начала восемнадцатого века.

Наименование «волхв» успешно было усвоено, запомнено и применялось в некоторых раскольничьих сектах. А именно в секте так называемых  родоначальников людей Божиих, главных сектантов Данилу Филлипова, и некоего Селиванова называли не иначе как «великими волхвами».

Появление этих «великих волхвов» связывали с разнообразными стихийными бедствиями, наводнениями и ураганами, например. Якобы они владели «Голдовскими умениями» - умением пророчествовать и провидеть. Им приписывалось не только посредничество между Господом и простыми людьми, но и даже такое качество, как воплощение самого Господа на земле – в простом облике великих волхвов проступают черты имеющих огромное могущество и власть древних вохвов-волшебников Святой Руси: волхвов, особенно могущественных, вообще часто могли приравнять к богам, как и очень сильных, наделенных сверхчеловеческими способностями богатырей.

Такая тенденция четко прослеживается не только в древнеславянской, но и в финской и даже в древнетатарской мифологии. Как верили язычники, к которым относятся практически все восточные славяне, которые верили в существование всяческих мифических существ, типа оборотней, любой великий волхв, мог стать богом. Существовало выражение – «сесть в боги». Как поговаривали – старший сын древнего мифического Словена прародителя «сел в боги…»

Волхв – народное наименование кудесника или волшебника, присутствует в летописях повсеместно, а также и в литературной, и письменной речи, оно распространено по всей территории необъятной России. Одновременно с этим, это наименование хранит в себе некоторый оттенок таинственности и загадочности, вместе с торжественностью. Отождествляется с необычным «книжным» колдовством, как говорится «волхованием по книгам волховным», с волшебными «словами-волховами»: «Как на то была старушка догадлива, /А хватала свою книгу волховную. /А смотрела, волховала в книге волховной»

Слово «волхв» или иначе «волховит», носит на себе печать летописной таинственности, принадлежность к колдовским тайным знаниям, и часто вообще в обыденной речи не звучит, а произносится с почтением в речи ритуальной, которая звучит даже отлично от повседневной, чаще всего – в заговорах и приговорах колдовских, также встречается в старых былинах.

Дополнительно по данной категории

10.01.2012 - Проклятые фильмы
06.12.2010 - Параллельный мир – опасная загадка?
06.12.2010 - Волшебники
16.11.2010 - Колдуны
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Новые фотографии из Альбома

Альбом: Ангел
, 04.04.10, 21:04 Просмотров: 408
Альбом: Драконы
, 02.19.12, 16:02 Просмотров: 246
Альбом: Зарисовки Ангелов
, 04.04.10, 21:04 Просмотров: 451
Альбом: Зарисовки Призраков
, 01.06.10, 22:01 Просмотров: 493

Статистика


Добро пожаловать,
Гость

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:

Зарегистрировано:

Сегодня:0
В этом месяце: 0
Всего: 895

Сейчас онлайн:

ПользователейПользователей:0
Поисковых ботовПоисковых ботов:2
ГостейГостей:2

ОбновитьПодробнееВсегоВсего:4

Ваше мнение

В борьбе добра со злом. Какую сторону приняли бы Вы?

Сторону Добра
Сторону Зла
Никакую
Затрудняюсь ответить


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 275
Комментарии: 21