Призрачный мир
Статьи » Кикимора

Кикимора

0
Разместил: Prizrak Дата: 06.05.2010 Прочитано: 5935
Кикимора "Кикимору народ представляет в виде крохотной старушки. Днем она сидит за печкой, а по ночам выходит проказить с веретеном, прялкой и начатой пряжей. Она берет то и другое и садится прясть, чаще всего на голубце*. Ночью можно слышать, как свистит у кикиморы в руках веретено и как свертывается с прялки куделя. В то время как прядет она, кикимора постоянно подпрыгивает на одном месте. Видеть кикимору удается редко, и если кто из домашних увидит кикимору, то в доме будет непременно несчастие - чаще всего умрет кто-нибудь из домашних.

http://my-collection.ru/images/62419002779521032933_thumb.jpg http://my-collection.ru/images/04423855644057086368_thumb.jpg http://my-collection.ru/images/13728757550423883296_thumb.jpg


Иногда кикимора и озорничает над домашними: она по целым ночам расхаживает по полу, стучит ногами, гремит посудой, иногда бьет горшки и т. д. Очень часто кикимора выщипывает у кур перья" . "Кикиморами называют некрещеных или проклятых во младенчестве матерями дочерей, которых уносят черти, а колдуны сажают их к кому-нибудь в дом; кикиморы хотя бывают невидимы, но с хозяевами говорят и обыкновенно по ночам прядут. Они, если не делают живущим в доме вреда, то производят такой шум, что пугают и беспокоят. Говорят, что некоторые плотники и печники, осердясь на того хозяина, который долго не отдает заработанных денег, сажают ему кикимор в доме, отчего происходит такой шум и разного рода дурачество невидимой силы, что хоть беги из дома. Но лишь только домохозяин рассчитается, все прекратится само собою . Шишиморы, шишиги - это беспокойные духи, которые стараются созорничать над человеком в то время, когда тот торопится и что-либо делает без молитвы". В Калужской губ., в Жиздринском у. рассказывают, что растрепанная кикимора в лунную ночь "сидит и гремит самопрялкой. Как погремит, так и будешь одну куделю прясть целый день; пошьет у кого - тот одну рубашку в неделю не кончит: всё будет перепарывать и т. д." . "Одни говорят (в Новгородской губ.), что кикиморы шалят во все святки; другие дают им для проказ одну только ночь против Рождества Христова. Тогда они треплют и сжигают куделю, оставленную без крестного благословения у прялок. Бывает также, что они хищнически стригут овец. Во всех других великорусских губерниях проказам шишиморы-кикиморы отводится безразлично все годичное время" . Поскольку кикимора - это оборотень, то при определенных обстоятельствах ей можно вернуть прежний человеческий облик. Так, "в народе есть поверье, что если такого рода оборотню или кикиморе выстричь крестообразно волосы на темени, то он делается настоящим человеком, лишившись силы превращения, и тогда его можно окрестить" . Существует поверье, что 17 марта, в день Св. Герасима-грачевника "кикиморы делаются смирными и ручными и что только в этот день можно их уничтожать... Если где поселится кикимора, то поселяне на Грачевники призывают знахарей, которые только за великие посулы решаются изгнать нечистую силу" .

Дополнение к статье о Кикимора!


Кикимора, шишимора, шишига - злой дух дома, божество ночных кошмаров. В некотрых местах кикиморой могли называть не только демоническое существо, обитающее в доме и вредящее хозяйству, но и других женских демонических персонажей: лесную русалку, лешачиху, водяницу, лихорадку; женского духа, сходного с полудницей, охраняющего поля огромной сковородой; женщину-кликушу и духа, вызывающего кликушество; чертовку, шишигу и т.п. Кикиморой именовали и антропоморфную фигуру, сжигаемую на масленицу, и некоторых святочных ряженых. По некоторым поверьям, кикимора - жена домового или лешего. Однако в большинстве поверий кикимора - это злой дух, который поселяется в доме и устраивает беспорядки, иногда даже вынуждая хозяев покинуть жилище.

Имя кикиморы двусложно (кики-мора) и трактуется различно. Первая его часть, возможно, возникла из звукоподражания, ставшего названием как птичьих криков, так и самих птиц, а также причитания, плача: так, "кикать", "кикнуть" означает "кричать" ( о птицах) и "плакать, причитать" (о людях); "кикарика" - это и крик петуха, и сам петух; "кика, кикиболка" - это название женского головного убора, нередко напоминающего своей формой птицу. Вторая часть - "мора", "мара" - это наименование самостоятельного мифологического персонажа: марой называли привидение, злого духа, связанного со смертью, а также туманами и темнотой, мороками (морок - это собственно, и есть туман, темнота, мрачность). В южной России дух под названием "мара" обычно представлялся обманчивым, летучим и легким, как пух, схожим с туманом; так могли называть и полудницу (красивую высокую девушку, одетую в белое и появляющуюся в поле в полдень), и существо, схожее по своим занятиям с кикиморой (так, мара, по поверьям, пребывает в доме помимо домового и прядет по ночам на прялке, которую забыли благословить, рвет куделю, путает пряжу и т.д.). На севере же России этот летучий дух, очевидно, трансформировался в "грубого духа, в мрачное привидение, которое днем сидит невидимкой за печью, а по ночам выходит проказить".

Представлялась кикимора маленькой тоненькой женщиной ("сама тонешенька, малешенька, голова с наперсточек, а тулово не толще соломинки"), девкой с длинными черными волосами, белым лицом и черными глазами или сгорбленной безобразной старухой маленького роста, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Иногда кикимору представляли одетой в обычную женскую одежду, с бабьим повойником на голове и т.п. Кикимора могла иногда не показываться прямо, а "мерещиться", представать в облике смутной тени, неясного призрака, "ночного божества сонных мечтаний". Вообще повсюду считалось, что обычно кикимора невидима и обнаруживает себя своими проделками, голосом и т.п.; показывается же она крайне редко. Она, как и многие другие персонажи нечистой обладает способностью стремительно передвигаться с места на место, исчезать в одном месте и показываться в другом; кроме того, она "далеко видит, не стареет, все знает".

В кикимор, по поверью, превращаются девочки, проклятые матерью в утробе или в младенчестве до крещения, а также девочки, родившиеся у женщины от огненного змея. Считалось, что таких детей похищает (часто прямо из материнской утробы) и уносит к себе нечистая сила; через семь лет эти дети превращаются в кикимор. В кикимор могли превратиться и умершие некрещеными дети.
Согласно поверьям, кикимора чаще всего поселяется в домах, построенных на "нечистом" месте (на меже или там, где был погребен самоубийца). Появление ее в доме могло быть следствием злого воздействия колдунов, так, нередко считалось, что "кикиморы - суть женщины, унесенные в младенчестве чертями и посаженные на несколько лет колдунами кому-нибудь в дом". Кроме колдунов, кикимору могли "напустить" в дом при строительстве плотники или печники. Так, рассказывали, как плотники, обиженные хозяевами при расчете, с наговором закладывали под матицу (главную балку) или в переднем углу дома какую-нибудь щепку или чурку, а иногда даже специально сделанную из щепок и тряпок куклу, после чего в новом доме поселялась кикимора.
Считалось, что в доме кикимора обычно обитает за печкой, в подполье, на чердаке; кроме того, она может жить в бане, на гумне, в хлеву или в курятнике, в сараях или же в заброшенных строениях. О своем присутствии кикимора дает знать обычно по ночам, чаще всего в период святок или только в ночь перед Рождеством; так, например, в некоторых местах полагали, что "кикимора - дух, имеющий вид девушки в белой рубахе... живет до святок в гумнах, а после святок уходит". Кроме того, по некоторым поверьям (особенно глухих лесных мест), на святки, в ненастную погоду, кикимора со страшными стонами и воем рожает детей (шушканов, шуликунов), которые сразу вылетают через трубу и остаются на земле до Крещения.

Согласно поверьям, кикимора обычно невидима, даже когда бедокурит в доме; она может разговаривать, но голос ее раздается словно из пустого места ("Во вновь построенном доме оказалась кикимора: никого не видно, а человеческий голос стонет; как ни сядут за стол, сейчас же кто-то скажет: "Убирайся-ка ты из-за стола-то!", а не послушают - начнет швырять с печи шубами или с полатей подушками"). Увидеть же кикимору можно преимущественно ночью за работой: в это время она показывается тенью, неясным призраком или маленькой женщиной.

Повсюду считалось, что кикимора любит прясть или плести кружева, однако только портит работу ("От кикиморы не дождешься рубахи"); она может прясть за хозяйку оставленную без благословения кудель, но при этом мусолит, рвет и путает нить, жжет пряжу или кудель. Согласно народным поверьям, работать кикимора может в голбце или в подполье, однако чаще выходит из голбца и садится прясть на порог возле двери или на лавку в правом от входа углу, возле печки (туда обычно сметали сор, чтобы потом сжечь его в печи, а не выносить из избы на ветер "и не накликать тем бед и всякой порчи"). Во время работы кикимора беспрестанно подпрыгивает на месте; нитки она сучит "наоборот", "наотмашь".

В некоторых местах верили, что прядет кикимора только во время святок, в те двенадцать дней января, которые, по народному убеждению, определяют ход всего будущего года. Вероятно, в это время кикимора как бы "прядет" судьбы дома и его обитателей (поэтому и увидеть ее за прядением в это время - к перемене судьбы). Вероятно, в этих поверьях прослеживается связь кикиморы, прядущей по ночам, с древней славянской богиней Макошью, прядущей нити судьбы. Образ Макоши, связанной с прядением и водой, а также с человеческой судьбой, при христианстве вполне мог трансформироваться в образ мары и кикиморы, злого домашнего духа. На это указывает и то, что самый близкий к кикиморе мифический персонаж - мокуша (злой дух, связанный, как и кикимора, с пряжей, с сырыми местами и темнотой), явно продолжает образ богини Макоши.
В народных поверьях кикимора - преимущественно злой дух; она может приносить и предвещать несчастья. Так, считалось, что она выходит из подполья и плачет перед бедой, показывается перед смертью кого-либо из членов семьи и т.п. Если кикимора выходит из голбца и садится прясть - это к переменам в судьбах обитателей дома; если она плетет кружева в подполье и дает об этом знать громким стуком коклюшек - это к беде; если же она садится прясть на передней лавке, то это к смерти кого-либо из домочадцев. Вообще появление кикиморы в доме или хозяйственных постройках предвещало беду, так как кикимора, поселившись в доме, приносит всяческий вред, и избавиться от нее очень сложно.

Кикимора, по поверьям, особенно враждебна мужчинам и вредит в первую очередь им, хотя нередко досаждает и женщинам или детям. Поселившись в пустом доме, кикимора никого в него не впускает: бросает во входящих камни из развороченной печи, мусор и т.п. Поселившись в жилой избе, кикимора обычно начинает всячески досаждать хозяевам: пугает людей по ночам, беспокоит маленьких детей, швыряется подушками и посудой, выдергивает волосы у людей, мешает в работе, шумит, топает, гремит посудой или бьет ее, кидается из подполья луковицами, бегает из комнаты в комнату и растворяет двери, проказит с печной вьюшкой, выстригает или путает волосы у спящих и т.п. Из-за кикиморы в избе "маячит" - чудятся то заяц, то собака, то поросенок или даже бык; раздается свист, плач ребенка, стук или топоток; слышатся песни и танцы. Своими "проказами" кикимора способна выжить людей из дому, если те не смогут вовремя избавиться от нее.

Кикимора может вредить не только людям, но и домашним животным и птицам. Так, считалось, что особенно кикимора досаждает курам: насылает на них "вертун", отчего они кружатся до изнеможения и падают околевшими; по ночам дергает у них перья и т.д. Кроме того, кикимора нередко стрижет шерсть у овец или выстригает шерсть у скота; иногда она катается на лошадях и загоняет их до того, что они к утру оказываются все в мыле и едва живые. По некоторым поверьям, кикимора также способна причинять вред скоту, пересчитывая его (но умеет считать только до трех).
Иногда считалось, что кикимора, подобно домовому или дворовому, может мучить и заезжать лошадей. Так, в одной из былей Вологодчины мужик, заметив, что одна из его кобыл к утру оказывается вся в мыле, едва живая, решил постеречь ее; рано утром зашел в стойло и увидел, как на кобыле вокруг яслей ездит маленькая бабенка в шамшуре (головном уборе - волоснике, шапочке под платок); мужик не растерялся и ударил бабенку по голове плетью, а она соскочила и крикнула во все горло: "Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб!"

По поверьям некоторых мест (например, Вологодской губернии), в летнее время кикимора сторожит гороховища или вообще поля. Она ходит по ним, держа в руках раскаленную добела железную сковороду огромных размеров, и "кого поймает на чужом поле, того и изжарит".
В некоторых местах полагали, что кикимора иногда может не только вредить, но и приносить пользу, очевидно, такие поверья о благожелательной к людям кикиморе связаны с поверьями о домахе, жене домового, духе - хозяйке дома, с которой иногда отождествляли кикимору. Так, например, по поверьям Вологодчины (особенно лесных ее районов), кикимора нередко помогает и покровительствует умелым и старательным хозяйкам: "убаюкивает по ночам маленьких ребят, невидимо перемывает кринки и оказывает разные другие услуги по хозяйству, так что при ее содействии и тесто хорошо взойдет, и пироги будут хорошо выпечены, и прочее". Иногда считалось, что она заботится о скоте и вообще о домашних животных. Однако ленивых баб кикимора, по народному убеждению, ненавидит: желая досадить им, она "щекочет малых ребят так, что те целые ночи ревут благим матом, пугает подростков, высовывая свою голову с блестящими, навыкате глазами и с козьими рожками, и вообще всячески вредит".

Избавиться от кикиморы, по народному убеждению, очень сложно. Для того, чтобы избавиться от "насаженной" кикиморы, следовало найти куклу, с помощью которой она была напущена, и удалить эту куклу из дома. Для этой цели старались задобрить людей, которые, по мнению хозяев, напустили кикимору, и уговорить их убрать из дома ту вещь, с которой кикимора была "посажена". Иногда куклу старались найти и удалить из дома сами; при этом иногда разбирали весь дом, перебирали его и даже переставляли на: другое место ("... давай дом разбирать. И вот нашли куклу в матке... Дом перетащили, после этого ничего не стало"). Кроме того, кикимору нередко старались изгнать из дома с помощью заговоров, а также молитв или же святой воды, освященных предметов и т.д., изгонять кикимору обычно приглашали знахарей или колдунов, реже - священников. Так, на Герасима-грачевника (17.III) знахари выгоняли кикимору из дома со словами: "Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют", и т.п.

От злого влияния кикиморы старались защититься с помощью оберегов. Лучшим оберегом от кикиморы считался "куриный бог" (камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача): его вешали на лыке на насесте или над ним (чтобы кикимора не мучила кур), а также в хлеву (чтобы защитить скот), носили при себе и т.д. Реже применялись другие обереги. Так, в некоторых местах, если кикимора сильно проказила в доме, хозяева обвязывали солонки пояском из можжевельника (по некоторым поверьям - для того, чтобы кикимора не могла посолить кусок хлеба своему мужу-домовику). Для защиты скота от кикиморы в хлеву под яслями клали иногда "свинобойную" палку. Считалось также, что от кикиморы помогает верблюжья шерсть: "когда суседка (тоже кикимора) давит, класть под шесток верблюжью шерсть с рясным ладаном". В некоторых местах иногда использовали не только верблюжью, но и медвежью шерсть, полагая, что кикимора боится медведя и убегает от него. Так, в одном из рассказов Вологодчины, кикимору выгоняют из дому с помощью медведя: "...В одной избе ходила кикимора по полу целые ночи и сильно стучала ногами, а того ей мало: гремела посудой, звонила чашками, била горшки и плошки. Избу из-за нее бросили, и стояло жилье впусте, пока не пришли сергачи с плясуном-медведем. Они поселились в этой пустой избе, и кикимора, сдуру, не зная, с кем связывается, набросилась на медведя. Этот помял ее так, что она заревела и покинула избу. Тогда перебрались в нее хозяева, потому что там совсем перестало манить (пугать). Через месяц подошла к дому какая-то женщина и спрашивает у ребят:„Ушла ли от вас кошка?"; те ей и ответили: „ Кошка жива да и котят принесла". Кикимора повернулась, пошла обратно и сказала на ходу: „Теперь совсем беда: зла была кошка, когда она одна жила, а с котятами-то теперь до нее и не доступишься".

В некоторых местах также полагали, что кикимора старается любыми способами скрываться от людей, потому что если кому-нибудь удастся накинуть на нее крест, она так и останется на том месте, где была захвачена врасплох. Очевидно, это поверье связано с представлениями о кикиморе как о проклятой девушке: так, по народному убеждению, если на проклятого и похищенного нечистой силой человека набросить крест (т.е. как бы заново окрестить его), то он снова станет обычным человеком и вернется к людям.

Кикимору иногда старались не запугать или прогнать, а задобрить. Так, считалось, что кикимора очень любит папоротник, поэтому, если она вдруг начинала буйствовать, хозяева перемывали все в доме настойкой из корней папоротника, полагая, что после этого кикимора перестанет греметь и бить посуду, ломать вещи и досаждать домочадцам. Для того, чтобы уберечь себя и хозяйство от злого влияния кикиморы, обычно старались также соблюдать некоторые запреты и правила поведения, например, не оставляли без благословения пряжу, веретена, прялки, коклюшки и т.п.

Шапарова Н.С., Краткая энциклопедия славянской мифологии
Гость (Гость)
Добавлено 25.08.2010 14:58 Комментарий: 1
Гость (Гость)

классно спосибо админенстраторам!
Спуститься к концу Подняться к началу
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Новые фотографии из Альбома

Альбом: Зарисовки Демонов
, 03.19.10, 21:03 Просмотров: 499
Альбом: Старинные фотографии с Призраками
, 12.31.09, 18:12 Просмотров: 442
Альбом: Разное
, 01.06.10, 22:01 Просмотров: 453
Альбом: Зарисовки Драконов
, 03.22.10, 19:03 Просмотров: 498

Статистика


Добро пожаловать,
Гость

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:

Зарегистрировано:

Сегодня:0
В этом месяце: 0
Всего: 895

Сейчас онлайн:

ПользователейПользователей:0
Поисковых ботовПоисковых ботов:1
ГостейГостей:2

ОбновитьПодробнееВсегоВсего:3

Ключевые слова

Ваше мнение

В кого бы я превралился(лась) если был бы выбор!

Вампир
Демон
Дьявол
Дух
Ангел
Леший
Черт
Оборотень


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 480
Комментарии: 26