Призрачный мир
Мифологический словарь Духов и Привидений
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ъ  Ы  Ь  Э  Ю  Я 

Имя ДухаКраткое описание Привидения
1ЕхиднаПолузмея, полуженщина, дочь Реи и Тартара, родила Тифона, и большое количество других чудовищ(Цербера, Сфинкса, Немейского льва, Химеру, лернейскую гидру).
2ЕрмунгадСкандинавское древнее предание повествует о том, в Средней части мира населенной людьми, к востоку Мидгарда,- в Железном лесу обитает старая великанша. Породила он многих чудовищ- сыновей. Было предречено, что богам принесут несчастье, особенно опасны чудовище змей Ермунганд и гигантский волкФенрир.
Боги замыслили предупредить события. Змея они бросили в глубокое море, опоясывавшее землю, и постановили, что обезопасили себя. Но от судьбы никому не уйти — даже богам. Вскоре Ермунганд так вырос, что охватил землю и начал сотрясать весь мир, хватая себя за хвост.
Как и было предсказано, потом наступил концец света, гибели богов. Ермунганд смог выбраться на сушу, в великанском гневе изрыгая столько яду, что им напитал воды и воздух.
Поворотился гневно Ермунгад
В волны змей бьёт…
Земля стонет в море,
Солнце померкло,
С неба срываются светлые звёзды,
Жар нестерпимый, пламя бушует
Доходит до неба.
Верхней части мира — мира богов Главный защитник Асгарда и Мидгарда- бог буриТор и грома. Всё таки он сумел победить в жесткой битве Ермунганда но и сам, отойти успев лишь на девять шагов, упал мертвым, отравленный ядом огромного змея. Часто этот сюжет воспроизводился на щитах скальдов.
3ЕрмунгадДревний скандинавский миф рассказывает о том, что к востоку Мидгарда (Средняя часть мира, населенного людьми), в Железном лесу живет старая великанша. Она родила множество сыновей – чудовищ. Существовало предсказание, что эти существа принесут несчастья богам, особенно чудовищный змей Ермунганд и огромный волк Фенрир.
Боги попытались предотвратить это предсказание. Они скинули змея в глубокое море, окружающее землю, и решили, что этим защитили себя от бед. Но от судьбы не убежишь – даже богам. Ермунгад вскорости вырос до таких размеров, что опоясал всю землю и стал сотрясать ее, кусая свой хвост.
А затем, как и было предсказано, наступил конец света, гибель богов. Ермунгад вылез на сушу, в великанском гневе изрыгая столько яду, что пропитал им всю воду и воздух.
Ермунгад гневно поворотился,
змей бьет о волны...
Солнце померкло,
земля стонет в море,
срываются с неба
светлые звезды,
пламя бушует,
жар нестерпимый
до неба доходит...
Главный защитник мира богов Асгарда и Мидгарда, бог бури и грома Тор, победил таки Ермунганда в тяжелом сражении, но и сам, успев отбежать только на девять шагов, упал мертвым, отравленный ядом ужасного змея. Скальды на своих щитах часто изображают этот сюжет.
4ЕндарьВ легендах древних славян, сказочный персонаж. Ендарь, по легендам Вятской губернии обитает пол старым дубом и питается воздухом. Его размер приблизительно с кабана. Облик его не понятен, подробнее он не описывается.
5ЕминежЕминеж
6ЕминежВ нартском эпосе адыгов еминеж – это чудище, олицетворяющее силы, враждебные нартам. Еминеж сочетает в себе качества иныжа и бляго. Еминеж, как и иныж, очень сильный, но глупый; подобно бляго старается проглотить солнце. Летая, Еминеж вызывает явления, подобные молнии и грому. Обитает это чудовище в крепости за семью морями и семью горными цепями, где солнце заходит за горизонт. Крепость эту опоясывают семь крепостных стен, а ее единственные ворота – это громадные мечи, которые смыкаются и могут рассечь любого, кто попытается войти в крепость. Еминеж в плену держит нартскую девушку, пытаясь вступить с ней в близкие отношения.
Легенда гласит, что это существо украло семена проса, которые подарил нартам Тхагаледжем. Вернуть семена отправился Сосруко. Ему удалось разузнать, что одолеть Еминежа можно, лишь победив его вороного треногого коня; для этого нужен конь, которого, как и треногого вороного, родила кобылица Тхож. Такой конь находился в междуморье в табуне одной пожилой женщины. Сосруко, выполнив все требования старухи, достал нужного коня и назвал его Тхожеем. Когда герой отобрал у чудовища мешок с просом и поехал прочь на Тхожее, Еминеж на своем вороном не смог догнать Сосруко и стал беспощадно бить свинцовой плеткой своего коня. Тот же, по совету своего младшего брата, рванул в небо и скинул с себя чудовище, которое упал в пропасть вниз головой и разбилось на смерть.
7ЕдинорогЕдинорог является символом целомудрия, а кроме этого служит эмблемой меча. Его обычно традиция представляет в виде белого коня имеющего один рог, растущий изо лба; однако, согласно эзотерическим верованиям, он имеет синие глаза, красную голову и белое туловище.
Единорог в ранних традициях был изображён с телом быка, с телом козла в более поздних и только в недавних легендах с телом лошади. Оп утверждениям легенды, когда его преследуют то, он неутолим, однако ложиться покорно на землю если приблизиться к нему девственница единорога вообще поймать невозможно, но если это удастся, то его удержать можно будет только золотой уздечной.
«Его спина была изогнута, в холке достигал он 2-х метров, светились рубиновые глаза. Почти параллельно земли, чуть выше глаз, у него вырастал рог; тонкий прямой. Хвост и гривы рассыпались мелкими кудрями, а неестественно опущенные для альбиносов чёрные ресницы на розовые ноздри бросали пушистые тени.» (С.Другаль "Василиск").
Они питаются цветами, любят они особенно цветки шиповника и сытой медовой, по утрам пьют росу.
Еще они ищут небольшие озерца в глубинах леса в которых они пьют от туда воду и купаются в них, обычно в таких озёрах вода становиться очень чистая и имеет свойства живой воды. Единорог в русских «азбуковниках» 16-17 веков, описывается как непобедимый и страшный зверь, аналогичный с конём, которого вся сила заключается в роге. Рогу единорога приписывались целительные свойства( единорог, по фольклорным представлениям, свои рогом очищает воду, которая к примеру могла бы быть отравленная змеем). Единорог - создание потустороннего мира и предсказывает зачастую счастье.
Единорог - произведение фантазии человека — ее негласный триумф. Самый известный представитель феерического зоопарка. «заветная струна европейской культуры»; «единорог-зверь — всем зверям зверь», как пелось в русской старинной песне... Но откуда наступил такой успех, что его предназначило, — загадка. Победа получена играючи, «малой кровью». Всегда бережливое, щедрое на разные там головы, крылья, пасти, из которых пышет серою и огнем, на бессмертие и другие чудеса — в случае с единорогом воображение поскупилось явно.
Формула на диво элементарна: один знатный зверь (козел, конь, или осел) посредине лба один рог = тысячи лет пристрастного интереса у большинства народов. Почему же настолько незамысловатая фантазия пережила не одну сотню других ВЫДУМОК и конкурировала успешно с массой действительно изощренных фантазий: василиском, драконом, мантикорой, оборотнем?

В письменном виде впервые о нём упомянул двадцать пять веков назад Ктесий- греческий историк. В его рукописи об Индии читаем:
«Водятся там дикие ослы! Ростом больше чем лошадь. У них белое тело, голубые глаза, темно-красная голова. Рог на лбу. Соскобленный с этого рога, порошок, используется как лекарство против смертоносных ядов. Острие ярко красное, основание рога чисто белого цвета, а средняя часть черная». Задолго до этого описания, тем не менее, баснословный зверь уже обитал в воображении жителей Востока.
Самый причудливый единорог, пожалуй, был у древних персов. Девятиротый, шестиглазый, трёхногий, с полым золотым рогом; он стоит посреди океана и….своим замечательным рогом волны очищает от всякого загрязнения(в наш бы современный океан такого трехногого!».)
Так называемый ци-линь (ки-линь), так же очень своеобразный единорог у Китайцев.
Восточные рассказы о единороге — непрерывные колыхания:
Дух или всё-таки зверь из крови и плоти. Подобных сомнений не желали европейцы: единорог для них всегда был реальным животным. Многократное упоминание единорога в библейском тексте легитимировало в сознании христиан недоразумение; авторитет Аристотеля, веровавшего в единорога, отколол последние сомнения ученой элиты.
Преждевременный «Физиолог», основа будущих средневековых бестиариев, собственно по части физиологии животного нового ничего не добавил: «Мал тот зверь сходно козленку и очень сердит; на голове у него один рог. Охотник силой не может поймать его».
Тем не менее, именно «Физиолог» сделал окончательное дополнение, обеспечившее единорогу неизменный успех в культуре европейских стран.
Оказывается, сердитого зверя можно не только смирить, но даже и поймать. Для этого в лес, где проживает единорог, необходимо направить девственную деву (красавицу желательно). Зверя волнует вид обнаженной груди либо аура непорочности. Прикованный истинной чистотой (он не потерпит обмана— не- девицу непременно поднимет на рог), единорог подступит к деве, и если она его поцелует в рог и приласкает, спокойно уснет, свой грозный рог положив ей на колени. Теперь он беззащитен, и охотникам властно убить его или отвести ко двору правителя, чтобы представлять иностранным гостям.
У этой легенды, по мнению знатока бестиариев К. Муратовой, «чрезмерно отдаленное прошлое от христианской традиции. Словно в ней сохраняется чуждый аромат восточной сказки и элемент восточной древней фаллической символики». Истоки впрочем, могли быть и не настолько поэтичны. В древней литературе пронесся рассказ об охоте на сирийского единорога, которого ловили на... обезьяну-самку. На ее любовные заигрывания в ответ, единорог терял здравый смысл, столбенел и — охотники вперед!..
Встреча с реальным носорогом не сбила их с толку, когда европейские купцы зачастили на Восток: «теста» на девственную деву эти громады явно не переносили! Лишь Марко Поло, нагородив каждого вздора про единорогов, пронзающих слонов не рогом, а языком, заикнулся о том, что зверь безобразен и «не похож совсем на того единорога, в которого верят в наших странах». Голова кабанья ноги слоновьи, и — вот напасть! — обожает в грязи валяться; как-то тяжело представить такого в компании с непорочной девушкой... Каждый зверь в бестиариях получал христианское толкование. Сюжет с единорогом разумел, как история Христа, «духовного единорога», который воплотился в лоне Богоматери, был взят под охрану и на смерть осужден. Единорог воплощал и единосущность Отца и Сына.

В XV—XVI веках воссоздание однорогого зверя красуется на гравюрах, медальонах, на знаменах и гербах, шпалерах . Он незаменим там, где поэтизируется великодушное служение даме, где прославляют целомудрие и верность и. Впрочем, от восторга женской властью над сердцем мужчины до брани бесовской силы ведьм один только один шаг. Единорога тогда превратили в эмблему похоти... Более тонкие умы замечали, что чистота чистотой, но дева-то обманула, предала доверившегося ей рыцаря -единорога! Так, «поработав» символом Верности, в куртуазной литературе, единорог отныне символизировал Попранную Верность (он встречался в этой роли во различных светских «Бестиариях любви» — любимом чтении французской аристократии).
Нам сложно понять как средневековый человек воспринимал светскую и религиозную трактовки одного и того же образа. К примеру, семь известных гобеленов, сработанных к бракосочетанию в 1499 году Людовика XII. Представленное на них убиение во время охоты единорога , надлежало разуметь двойственно. Предпоследний гобелен показывал агонию зверя с отсеченной головой, последний — единорога израненного, воскресшего, стоявшего одиноко у дерева в волшебном саду. Этот сад— Церковь и вместе с тем Богоматерь. Дерево — это крест. На гобеленах одновременно прочитывалась иносказание ухаживания и брака. Жестокий — нет, героический король подавлен любовью к чистой избраннице и воскресает к безгрешной жизни.
Гениям тоже случалось обращаться к теме единорога. На известном триптихе Босха «Сад земных вожделений» единорогов едва ли не дюжина, «всех туловищ и мастей». Леонардо да Винчи, в существовании зверя, не сомневался, уточнял, что к деве единорога манит, не уважение к невинности, а вожделение: даром ли приманкой была обнаженная грудь! Рабле с привычным озорством бесстыдно выставил эротический сокровенный смысл однорогого зверя: Пантагрюэль видит целое стадо единорогов, у которых рога висят в спокойном настроении, аналогично гребню индюков, а в приступе гнева расправляются и становятся каменными...
Обойден ее был единорог и хтонической символикой. В большинстве сказках и притчах он обозначал смерть. Дюрер единорога изобразил слугой Плутона, который уносит в подземное царство Персефону. Но старания «очернения» не имели успеха; акцент преждевременных бестиариев на бессердечность зверя (сравнивали его со львом гордыни, змеем зависти и медведем лени) не привился. Не постигло и сравнение единорога дьяволу: в у дьявола бестиариях было столько масок, что оставили единорога в покое. Напротив, необузданность и свирепость стали подчеркивать для контраста с искуплением, благочестием. Неспроста праведники так легко приручали и укрощали единорогов, словом божьим. В процессе «примерки» символических значений впору оказался еще один образ — одинокого зверя и благородного. Аналогичный мотив был известен в эмблематике и геральдике; в частности, на миниатюрах фигура затворника «пояснялась» на заднем плане единорогом.
Поддерживалась слава единорога не только поэзией: его рогу издревле приписывались лечебные свойства (считалось, в частности, что это наилучшее средство от ядов). Шарлатаны резво торговали чудесным рогом, выдавая за этакий рог носорога, зуб-рог кита нарвала и даже бивень мамонтов. Торговали солонками из рога, чашками, удаляющими якобы из пищи яд. (Что относится к Франции, то только Великая французская революция упразднила церемонию проверки на яд королевской пищи — вместе с «отменой» самого короля...)
Приобретение целого рога под силу была либо королевскому дому, либо собор. Английской Елизавете I подобное приобретение обошлось в 10 тысяч фунтов (единорог, кстати, был эмблемой этой королевы — девственницы).
На одной миниатюре XV века представлен святой Бенедикт, отшвыривающий отданный ему кусок хлеба. Недалеко фигурка единорога как установленный иероглиф: без разъяснений средневековый читатель разумел, что хлеб отравлен, и святой с помощью божьей угадал это.
Фигурка единорога в эпоху Возрождения красовалась частенько над аптеками. А на гербах многих сиятельных рыцарей символ этот означал не их великодушие или одиночество, а для того времени обычное метафорическое истолкование: от отважного мужа враги бегут, как яд от волшебного рога.
Психоаналитики, которые все про всех знают, основанием долговечности единорога полагают ту символику, которую осмеивал Рабле. Менее самоуверенные психологи сосредоточивают наше внимание над личностью поэтичности образа, на нашей приверженности к архетипам сдерживаемого зла и надменного одиночества... Но образ уходит от концевого толкования специалистов. Будет ли значительной вздором утверждать, что в самом «ускользании» от пояснений заключено его столь немалое обаяние?
Когда художник, поэт, к говорит о единороге, в свое произведение он вводит тайну. Ибо ни легенды Востока и Запада ни бестиарии, не объяснили единорога нам до конца. Дракон, василиск, гриффон— те порой вызывают контрастные, но чрезвычайно абстрактные ассоциации. А единорог будит в душе нечто неотчетливое, ощущение неполноты знания, зыбкое... «Мы не имеем сведений, каков есть единорог».
Прочие объяснения? Будьте любезны. Здравому смыслу представить и предположить реальность единорога проще, чем поверить в морскую деву, дракона, сфинкса, амфисбену. С рогом лошадь- чего просто сделать. Почему бы ей не существовать?
Ну и наконец. В течении многих веков единорогу настойчиво приписывают многообразные добрые качества: описывали детолюбивым любителем единения, соотносили его со справедливым правителем и рождением мудрецов, смиренным и благочестивым ,нежным поклонником чистоты. К его шерсти ничто дурное не прилипало. Человеческое воображение будто бы утомилось от василисков, оборотней, драконов пышущих жаром, коварных сирен. И вот, среди всевозможной нежити и нечисти, человеку враждебных, воссиял очаровательный образ зверя, который буен и дик , но может стать ласковым и покорным. Со злой колдуньей рядом должна быть фея. Рядом с оборотнем — единорог, антиоборотень так сказать: зло, которое оборачивается добром, желание, которое превращается к целомудрию и в почтение...
Цилинь, китайский единорог,- является одним из четырёх сулящих благородных животных; Другие- это черепаха, феникс, дракон. Единорог главное из 360 созданий, обитающих на суше земли. У него оленье туловище, лошадиные копыта, бычий хвост. Растущий во лбу, его короткий рог, сплошь из мяса; на спине шерсть из пяти разных цветов, брюхо жёлтое или бурое.
«Водился» этот древнейший единорог в Китае. При императорском дворце, за 22 века до нашей эры, на службе состоял однорогий козёл. Он служил по судебным делам: сей зверь невинного не трогал, виновного пронзал сначала своим укоризненным взглядом, а потом рогом. В древнем Китае, впрочем, насчитывали единорогов не меньше шести видов. Знаменитый самый был- Ци-линь, входивший вместе с черепахой, фениксом и драконом в четвёрку животных- добрых предвестий. Брюхо- коричневое, туловище оленье, бычий хвост, лошадиные копыта, вопреки будущей традиции, рог мясистый, и решительно не обладающий никакими волшебными свойствами.
Ци-линь живёт тысячу лет, одухотворяет безотносительное добро, долголетие, плодовитость и душевное величие. Зверь настолько беззлобен, что шагает с оглядкой, чтобы не раздавить козявку какую-нибудь, и питается палой листвой только.( Японский кнрин. слепок с ци-линя, с камня на камень скачет, дабы траву не раздавить. Японский кнрин. слепок с ци-линя, еще деликатнее: скачет с камня на камень, чтобы не давить траву. Сопоставите с великаном Каркаданном из арабских сказок: его любимое развлечение — на рог насадить несколько слонов и прогуливаться так, пока они не превратятся в скелеты... Ци-линь рождается только тогда, когда рождается или умирает великий мудрец, когда правит в стране добрый владыка).
Существует легенда о том, как был послан единорог духами пяти планет в помощь женщине, во чреве носившей будущего Конфуция. Спустя семь лет люди убили некоего ки-линя. У него на роге оказался обрывок ленты привязанной матерью Конфуция. С ки-лином пришёл проститься сам мудрец- от тягостного предчувствия не пролил не одну слезу.
Рукопись IX века рассказывает о ки-лине так:
«Записки, летописи, стихи, и достойных людей говорят, что это сверхъестественное существо. Даже дети и женщины знают, что если с ним встретиться— это доброе предвестие. Но он не то, что бык или конь, олень или волк. Он от описания ускользает. И можно потому быть в локте от единорога и что в плену он не узнать. Известно нам, та же зверь с гривой — льва, с двумя рогами зверь — бык. Но мы не имеем информацией, лаков есть единорог».
«Считают обычно, что единорог – это существо сверхъестественное и добра предвестник; так говорят анналы, оды, биографии добродетельных людей и прочие тексты, престиж которых безусловен. Даже деревенские женщины и дети знают, что единорог предсказывает счастье. Однако это животное на крестьянских дворах не водятся, нелегко его встретить и зоологической классификации оно не полагается. Оно не похоже ни на оленя, ни на волка, ни на лошадь. С единорогом можно столкнуться лицом к лицу и до конца не быть уверенным, что именно это он. Мы знаем, что животное с рогами – бык, а животное с гривой - это лошадь. Но однако нам не известно как выглядит из себя единорог».

Новые фотографии из Альбома

Альбом: Конец света
, 05.10.10, 21:05 Просмотров: 482
Альбом: Зарисовки Призраков
, 01.06.10, 22:01 Просмотров: 481
Альбом: Вампиры
, 05.03.10, 17:05 Просмотров: 414
Альбом: Зарисовки Ведьм
, 03.12.10, 15:03 Просмотров: 448

Статистика


Добро пожаловать,
Гость

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:

Зарегистрировано:

Сегодня:0
В этом месяце: 0
Всего: 895

Сейчас онлайн:

ПользователейПользователей:0
Поисковых ботовПоисковых ботов:2
ГостейГостей:3

ОбновитьПодробнееВсегоВсего:5

Ваше мнение

Верите ли Вы в существование Вампиров?

Да
Да. Я им являюсь
Нет
Слабо верится
Полная чушь


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 454
Комментарии: 24