Призрачный мир
Мифологический словарь Духов и Привидений
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ъ  Ы  Ь  Э  Ю  Я 

Имя ДухаКраткое описание Привидения
1ВытьянкаВытьянка- «поющая кость», душа которая тоскует по непогребенных костях.
О вытьянке известно только единственное упоминание нашедшее по поверьям костромского края: жители Галичского уезда деревни Китовразово слышат в пасхальную ночь как «воет вытьянка»- «это дух(или душа) просит похоронить не похоронены кости их.
Как считали в этой же губернии, что «кость плачет» и на могилках неповинно убитых людей. Душа непогребенного, согласно крестьянским поверьям живёт вблизи тела, охраняя его, до тех пор, пока тело не будет предано земле. Такую душу ан тот свет естественно не пускают. "Тоскующая кость" - одно из олицетворений "неуспокоенного мертвеца" или его души.
2ВурдалакВурдалак-( Вукодлак, Вурколак и Врыколак)( Черногория, Албания, Сербия, Богемия, Россия)- в славянской мифологии- оборотень, умерший вампир, обладающий сверхъестественными возможностями человек- оборотень, который имеет способность превращаться в диких животных(волков к примеру), часто промышляющий высасывание крови как вампир и своих человеческих жертв.
"Вурдалак" А.С.Пушкин.

Ваня бедный был немного трусоват:
Раз он позднею порой, от страха бледный, весь в потому,
Шел домой через кладбище

Еле дышит бедный Ваня,
Спотыкаясь, чуть бредёт
По могилам; внезапно слышит он,-
Кто-то ворча грызёт кость

Ваня остановился;- не может шагнуть.
« о боже!- думает бедный,-
Это кости верно, гложет
Красногубый вурдалак.
Горе!!! Я не сильный, малый;
Упырь съест меня совсем,
Если сам земли могильной
Я с молитвою не съем."
Что же это??? Вместо вурдалака-
(Вани злость себе представьте»)
В темноте собака перед ним
Гложет кость ан могиле.
3ВуиврВуивра, Вуивр. Королева или король змей. Франция; обличье огненного змея; во лбу - сверкающий ярко-красный камень рубин; хранитель сокровищ подземельного мира; жилища - заброшенные крепости, замки, донжоны и др.; можно увидеть летящим по небу в ночное время суток в летний период ; когда купается, камень оставляет на берегу, и кто изощрится овладеть рубином, станет фантастически богатым - получит долю подземных сокровищ, которые оберегает змей; его изображения - в скульптурных композициях романских памятников.
4ВолотПо поверьям, Волот(Ведёт),- населявшие когда то землю богатыри-гиганты. Волотками могут называть курганы, которые считаются могилами древних богатыре и великанов, « первопредков и первонасельников»: эти страшилища были великанами, то же, что гиганты и греческого народа»,- как писал Чулков в конце XVIII века. По информации Ф. Буслаева, волоты и велеты, это чудаки- сибирские первобытные жители, будто от которых остались курганы(Буслаев, 1861). Макаров М.Н. отмечает, что останками древних богатырй, « богатырскими костьми» почитались иногда костьми мамонтов: « один помещик в округе Переславля-Залесского употреблял мамонтову плоскую кость, вместо заслонки для печи, добрый народ эту кость звали ребром Добрыни Никитича( Макаров 1838).
В. Даль волота характеризует связанные с ним поверья- «великан, гигант, вёлетень, могут, магыт, могучан, человек необычайного роста, богатырь, и необычайной силы. В богатырях, в волотах, сила объединяется с ростом: народ видит их в остатках в костях допотопных животных, как говорят в Сибири, что целый род Волотов ушёл заживо на землю»( Даль, 1880).
Само по себе название «волот» зафиксировано не повсеместно, образ богатыря-исполина- одним из популярных в рассказах и крестьянских поверьях. О первобытных людях, в Орловщине сохранилось предание, что были они очень сильными, сравнить было не с кем, большие ростом, долговечнее, чем нынешние. Появидась отсюда приговорка: „когда-то люди были божики, а мы люди тужики, а познейские будут люди пыжики: двенадцать человек соломинку поднимать, так, как древние люди поднимали такие деревья, что нынешним и ста человекам не поднять"»( 1869, Трунов). Переславль «имеет легенду о неком- то Переславце Васе, на которого если кто взглянул, то шапка никакая не сдерживалась на голове: потому так Вася этот был высоким ростом. Подобный же богатырь в Тульской губернии под засеками вырывал с корнем столетние дубы и прочие насаждения( 1838, Макаров). По предположения Архангельской губернии, богатыри- « очень рослые люди, обладающие невероятной силой, что толпа обыкновенных людей ничего не значит на одного из них»( Лазаревич Еруслан взмахом метлы уничтожал целые войска, исчисляющие тысячами бойцов). « В таких людей верование распространяется и поддерживается в народе посредством суздальской работы картин, которые можно найти в любом крестьянском доме возле изображения святых. В период хождения по крестьянским домам с святой водой и крестиком , случалось видать что к изображению Еруслана Лазаревича, который был прибит возле святых икон, поставлена восковая зажженная свеча»(1877, Ефименко).

По легендам и преданиям крестьян прошлого столетия, свойства древних богатырей приписываются иногда современным героям. Так, по рассказу, которая была записан Карнауховой И.В. на севере России, командира партизанского отряда «зовут по-большевецкому- Мурат». «мурат этот родится в далёких краях, да силы он был не хорошей. Если он станет баловаться на улице с товарищами, дак кого за ногу схватит- тому нога вот, а кого за руку схватит- тому рука вот. Вот его к нам то и послали: « лучше ты пусть, говорят, бьёшь врага, нежели калечишь свой народ». Его здесь поставили самым главным полковником. Он был очень хитёр на выдумку: возьмёт большую борону с солдатом летит на другой бороной покроется. Стреляют и тем временем едут. А их и не взять никак и не видать. возьмет борону большую, с солдатом летит да другой бороной покроется. Едут да стреляют. А их и не видать и не взять никак. Борона цепляется, так и сквозь землю пройдет и через пенье. Ну вот, всякие делам он был обучен, такие дела знал, что к ночи и болтать не хочу» (1934, Карнаухова).
5ВолосаткаПо поверьям славян, волосатка- жена домового, т.е. домовиха. Занимается все теми делами и хозяйство что и сам домовой.
6ВолкодлакПо славянской мифологии, волкодлак- человек-оборотень, который обладает сверхъестественной способностью превращаться волка. Так же считалось, что колдуны имели возможность превратить в волков целые свадебные поезда. Выдающаяся архаичность, всех этих представления выходит то, что в прочих индоевропейских традициях( не исключая и хеттской) обращение жениха в хищника относилась с распространенной формой брака- насильственным уводом невесты(т.е. умыканием).
Ср. среднерус. диалектное волк - « со стороны жениха шафёр». Обладали способностью превращаться в волка и эпические герои- исторический князь Полоцкий , др.-рус. Всеслав, серб. Змей Огненный Волк, что удостоверяет о существовании мифологического существования волка-героя( подобного герм. Беовульфу, др.-инд. Бхиме, греч. Долону. Как героя –волка, приметой Волкодлава, по легендам южных славян, явялется от рождения знаменпитая «волчья шерсть»((сербохорв. вучка длака, словен. vol?ja dlaka) на голове (ср. тождественную др.-исл. примету - vargshar, «волчьи волосы» оборотня). Это словосочетание разрешает разъяснить всенародную этимологию названия: словен. volkodlak, влокодлак, сербохорв. вукодлак, старослав вурколакъ, влъкодлакъ, болг. вълколак, върколак… Однако одна из самых древних форм этого названия, скорее всего, заключалась из соединений названий медведя и волка (литов. lokys, прус. tlok - «медведь», , хетт. hartagga-, др.-исл. Art), как и в идентичных по смыслу древне германских именах: древневерхненем. Wulf-bero, др.-исл. Ulfbiorn,( среднее сочетание возможностей становитьс медведем и олко в ряду двенадцати превращений, которые были описаны в древнерусской книге «Чаровник», однако одна была запрещена церковью). Иным историческим название Волкодлава в славянском языке сущесвоавало слово, которые было образовано от главго vudati, «знать»; др.-чеш. vedi, «волчицы-оборотни»; укр. вiщун «волк-оборотень», (вовкун); словен. vedomci, vedunci, vedarci. Про древнюю историю слова удостоверяет наличие родственных названий волка: др.-исл. vitnir, хетт. uetna. Представление является общеславянским о том, что Волкодлаки съедают солнце при затмении или луну(«влькадлаци луну изъдоше или слнце» в серб. рукописи 13 в., словен. solnce jedeno - о затмении, чему есть соответствия в рус. «Начальной летописи» и в др.-чеш. источниках). Волкодлак, как считалось позднее, становился вампиром, поэтому ему рот после смерти зажимали серебряной монеткой. Тема Волкодлака в русской литературе применялась на чинная с Александра Сергеевича Пушкина, который одним из первых употребил названия для них- «вурдалак», так же затем встречается позже у других авторов( один из них А.К. толстой и пр.)

Волкодлак по славянской мифологии- полуволки- полулюди, воины-оборотни из свиты Велеса и Ярилы.
Одним из внешних признаков волкодава является на голове растущая длака(волчья шерсть), которая может быть заметна уже при самом рождении. Данное славянское наименование происходит именно от неё.
Аргумент превращения человека в волка был распространен в фольклоре стран Европы, а кроме этого и Кавказа, это в свою очередь свидетельствует о глубокой античности его возникновения.
Известен факт превращения в волка при надевании шкуры волка. По предположениям, что если снять ее, то происходило превращение обратно в человека. Благодаря колдовству человек имел возможность статьи волкодлаком. В фольклоре Литвы, подобных персонажей прозывали вилктаками. Как при многие думали, что превращение происходит благодаря надеванию приевиты(заколдованнрго пояса) или перекувыркивание(перешагивание) через пень в котором находился воткнутый нож. Стоило было только произнести надлежащий заговор: « по имени дьявола, да стану я волком, быстрым, серым, стремительным как конь». По некоторым поверьям, волкодлак, нападал на животных и людей как настоящий волк. В тот же период были известны некоторые рассказы, о том, как заколдованный человек стареется преодолеть магическую силу колдовства, не причиняя тем самым никому вреда. В данном случае помимо этого отказывается питаться сырым мясом.
7ВолкодлакСогласно славянской мифологии, волколлак или волколак – человек - оборотень со сверхъестественными способностями превращения в волка. Согласно поверьям, колдуны могли обращать в волков всех гостей на свадебном банкете. История этого поверья уходит далеко в историю, т.к. по другим индоевропейским традициям, например хеттской, обращение жениха в волка олицетворяется с насильственным уводом невесты из семьи, так называемым умыканием. Еще одно подтверждение такого представления кроется в этимологии слова «волк», которое со среднерусского диалекта переводится как «шафер со стороны жениха». Такие эпические герои как Змей Огненный Волк (серб.) или Всеслав (др.-рус. Князь Полоцкий, XI в.) также имели возможность принимать волчий облик. Это свидетельствует о прочном общеславянском образе мифологического героя-волка, который встречается и в мифах других народностей: Долон (Греция), Бхим (др. Индия), Беовульф (Германия). Согласно преданиям южных славян, основной приметой Волкодлака является «волчая шерсть», которая заметна на мальчике еще при рождении. Благодаря этому словосочетанию объясняется происхождение названия Волкодлака, так в сербохорватских языках его называли вукодлак, влокодлак, в словенском – volkodlak, в болгарском - вълколак, върколак, в старославянском - влъкодлакъ, вурколакъ. Есть предположения, что более древнее название состояло из названий медведя и волка (хеттское hartagga-, прусское tlok - «медведь», древнеисландское art , литовское lokys и др.), например древнеисландское имя Ulfbiorn, др.-нем. имя Wulf-bero. Не стоит не заметить описанные запрещенной церковью книгой «Чаровник» превращения, среди которых выделяют способность принимать облик волка и медведя. Выделяют еще одну версию происхождения слова Волкодлак от славянского глагола знать – vudati : украинское вiщун (вовкун), древнечешское vedi, словенское vedomci, vedunci, vedarci. Одним из общих представлений, присущих славянской мифологии, является вера в то, что оборотни могут съесть луну или солнце во время затмения: «влькадлаци луну изъдоше или слнце» в сербской рукописи XIII в., словенской solnce jedeno - о затмении, которому можно провести параллель из «Начальной летописи» (рус.) и в древнечешских письменах. Чтобы предотвратить превращение оборотня в упыря после смерти, мертвому Волкодлаку зажимали рот монетой. Образ волка-человека часто используется в литературе, так А.С. Пушкин первым использовал этот образ в русской литературе и назвал его «вурдалак».
По славянской мифологии, Волкодлак – воин-оборотень из войска Велеса и Ярилы, получеловек-полуволк.
В поверьях всех европейских стран и Кавказа существует образ человека, обращающегося в волка. Это говорит о древности возникновения этого образа.
Так же известны истории о превращении в волка благодаря специальной одежде – волчьей шкуре, при снятии которой волк снова превращался в человека. Колдовство так же могло стать причиной превращений. При этом необходимо было одеть заколдованный пояс (приевит) или перекувыркнуться через пень, из которого торчит нож. Заговор помогал всем этим действиям свершить превращение: "Именем дьявола, да стану я волком, серым, быстрым, как огонь".
Согласно мифологии, Волкодлак ничем не отличался от волка и мог напасть на людей и животных. Кроме этого, известны мифы о разрушении колдовства, когда заколдованный человек смог не причинить вред невинным жертвам и отказывался от съедения сырого мяса.
8Водяной дедушкаИздревле хозяином всех вод считается водяной дедушка. Водяные на дне реки пасут стадо свои коров- карпов, сомов, лещей и других рыб. Распоряжается русалками, ундинами и другими обитателями подводного мира. По поверьям он вообще добрый, однако, бывает, что любит водяной пошалить, и на дно затащить какого ни будь зазевавшегося человека, дабы он его развлекал. Кстати, утопленники так же входят в служении у водяного.
Представляли водяного в идее пучеглазого, обрюзглого голого старика, имеющего рыбий хвост. Он имеет зелёные усы, окладистую бороду, опутан густой тиной. Мог превратиться в лошадь, ребёнка или же рыбой крупных размеров. Чаще всего обитает в омутах, любит обитать под водяной мельницей. Он может разрушать запруды, если ему не приносить в жертву какое-нибудь животное, одним словом его необходимо было умилостивить.
Особой силой наделены водяные обитающие в родниках, по преданиям, ведь родники, возникли в результате удара молнии Перуна- одного из самого сильного божества. Подобные ключи имеют название «гремячие», в названии большинства источников это так и сохранилось.
9ВодянойВодяной – это хозяин вод. Дедушка водяной пасет на дне озер и рек свои стада коров – сомов, лещей, карпов и другую рыбу. Руководит ундинами, русалками и другими водяными обитателями. Вообще – то этот дух дружелюбный, но иногда любит пошалить, затащив на дно морское зазевавшегося человека, чтобы тот его развлекал. Утопшие тоже служат дедушке водяному.
Образ водяного изображали в виде голого обрюзглого старикашки, с выпученными глазами и рыбьим хвостом. Он имеет огромную окладистую бороду, усы болотного цвета и весь опутан тиной. Водяной умеет превращаться в большую рыбу, лошадь или ребенка. Живет в основном в омутах, любит поселяться под водяной мельницей. Водяной может разрушить запруды, поэтому ему нужно угождать, принося в жертву животное.
Особую силу имели родниковые Водяные, ведь, по преданиям, родники возникли от удара молнии самого сильного из богов – Перуна. Такие родники назвали "гремячими".
"Водяной дух"
Не ходи к потоку -
Он шумит, бежит,
Там неподалеку
Водяной сторожит.
Он на дне золотом
Неприметен днем.
Солнце лишь к закату-
Он встает из реки
Тяжелую пяту
Кладет на пески
И, луной озарен,
Погружается в сон.
До утра косматый
Там спокойно спит,
Рой духов крылатый
Вокруг него сторожит,
Чтоб случайно волна
Не встревожила сна.
(Д.П.Ознобишин)
10ВодяницыПо верования древних славян- водяные девы, жёны и дочери водяных, обитающие в колодцах, озёрах, реках. Проказницы, но не злобны. У рыбаков путают сети, при желании могут сломать мост или же платину. Не имеют хвоста, в отличии от русалок.
11ВодуУ африканского народа, Воду- дух, хозяин человеческих судеб. Знахари и колдуны до сегодняшнего дня вызывают воду, чтобы у него узнать судьбы людей.
12ВластиПо представлениям христианской мифологии это ангельские существа. По евангельскому писанию, власти могут как приспешниками зла, так и благими силами. Между девяти чинов ангелов власти замыкают вторую триаду, кроме них в которую входят ещё силы и господства.
Как сказано у Псеводо- Дионисия, «перечень святых Властей свидетельствует о равным между Божественным Господствами и Силами, способный и строгий к принятию Божественных озарений Чин и механизм премирного душевного владычества, не пользующееся властолюбиво во зло дарованные владычественные силы, но без затруднений и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему повергающее и, сколько мыслимо, уподобляющееся Источнику и Подателю каждой власти и изображающее Его... в истинном совершенно употреблении своей владыческой силы».
13ВиряваУ народов севера, вирява- дух и хозяйка рощи образ у ней был в виде очень красивой девушки. Ей подчинялись все звери и птицы. Она охотно помогала заблудившимся путешественникам.
14ВилыВилы- духи колодцев, озёр и гор, крылатые красавицы. Ноги с копытами. Носят волшебные длинные платья. Вполне симпатизируют мужчинам, сиротам или обиженным людям. Могут предсказывать смерть, лечить. Если их сильно разгневать, то они способны убить одним только взглядом.
Вилы- сербские русалки. Располагали практически обычной внешностью русалок, имея только некоторые особенности, что у них тело прозрачное. Происхождение: они дети тучи, а не утопленницы. Вот что Вила, рассказывает про себя:
Меня туча-гора родила,
Роса утренняя падала-
Вилу, меня, напоила,
От тучи- горы ветер дул-
Меня, Вилу, убаюкивал,
Были то мои няньки

По поверьям сербского народа, вилы поднимают ураганы, град и дождь, насылают бури. Помимо этого они хозяйки родников кто будет пить из сокровенно источника Вилы, придется тому заплатить тяжёлую дань: «конь его обезножеет, а сам он ослепнет». Вилам, если же когда они танцуют, впрочем, как и русалкам, удаётся в свой хоровод затащить юношу, то тогда ему придет конец.
15ВигтыПо легендам, вигты обитают на землях германии. Часто их можно встретить в Англии и Скандинавии, где по-другому их называют веттами.
Внешний вид вигтов в период их всего существования не изменяется вовсе. У них глаза глубокого посажены, на голове они имеют седые длинного роста космы. У вигтов животы толстые и круглые, а ноги чем-то схожи с ветками больших деревьев. Существа эти между собой разговаривают низкими, грубыми голосами. Вигты имеют довольно консервативный стиль одежды. Они носят уже старомодные наряды жителей деревень или же красные куртки с чулками того же цвета. Эти существа часто опираются при ходьбе на берёзовую толстую палку.
Вигты являются большими проказниками. Существа эти любят стягивать теплое покрывало со спящего человека, пачкают печной сажей лицо, царапают пятки холодными пальцами, в сахарницу насыпают смесь горчицы и перца. Часто бывает, что вигты запутывают и рвут пряжу, смотанную в клубок аккуратной хозяйкой.
Помимо этих шалостей, досаждающих хозяевам, вигты могут принести большую пользу людям. Если они имеют спокойное настроение, то они могут помочь женщинам по дому, подметают и поют полы, задают домашним питомца корм, приносят чистую воду из колодца. Вигты, если чувствуют миролюбивое отношение к себе, то ни никогда не станут устраивать пакости и вредничать.

Новые фотографии из Альбома

Альбом: Ведьма
, 03.18.10, 14:03 Просмотров: 428
Альбом: Зарисовки Вампиров
, 01.28.10, 06:01 Просмотров: 712
Альбом: Зарисовки Призраков
, 01.06.10, 22:01 Просмотров: 602
Альбом: Демон
, 05.19.10, 21:05 Просмотров: 518

Статистика


Добро пожаловать,
Гость

Регистрация или входРегистрация или вход
Потеряли пароль?Потеряли пароль?

Ник:
Пароль:

Зарегистрировано:

Сегодня:0
В этом месяце: 0
Всего: 895

Сейчас онлайн:

ПользователейПользователей:0
Поисковых ботовПоисковых ботов:1
ГостейГостей:2

ОбновитьПодробнееВсегоВсего:3

Ваше мнение

Верующий ли Вы человек?

Обязательно
Да
Нет
Немного
Затрудняюсь ответить


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 232
Комментарии: 5